2021 Том 14 No. 77

Владимиров И.Ю., Бушманова А.С., Макаров И.Н. Поведенческие маркеры ключевых событий инсайтного решения

English version: Vladimirov I.Yu., Bushmanova A.S., Makarov I.N. Behavioral markers of key events of an insight solution

Институт психологии Российской академии наук, Москва, Россия
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, Ярославль, Россия

 

Процесс инсайтного решения неоднороден и имеет скрытую динамику, которую следует учитывать при анализе полученных в результате исследования данных. Классические методы исследования инсайта, ориентированные только на результативные показатели или вербальные отчёты, не являются оптимальными для исследования процессуальной составляющей. Методы, изучающие процесс косвенно через связанные процессы (загрузка рабочей памяти, физиологические процессы, поведенческие паттерны), выглядят наиболее перспективными. Анализ поведения испытуемого позволяет изучать инсайт без вмешательства в процесс решения задач. В работе предлагаются требования к теоретической модели, которая позволит надежно сопоставить поведенческие события и события инсайтного решения. Предлагается и проверяется модель, соответствующая этим требованиям. Основной целью работы является поиск поведенческих маркеров ключевых этапов инсайтного решения (тупик и Ага-переживание), эмоций и метакогнитивных чувств (зафиксированных с помощью постэкспериментального опросника), сопровождающих эти этапы. Были выявлены следующие поведенческие паттерны, значимо чаще встречающиеся при инсайтном решении: немигающий взгляд, поднятие бровей, улыбка, касание руками лица, кусание губ – что позволило сделать следующие предположения. Немигающий взгляд решателя, направленный в одну точку, может свидетельствовать о работе с репрезентацией в процессе одного из двух событий инсайтного решения: тупик или изменение репрезентации. Поднятие бровей и улыбка могут свидетельствовать о положительно окрашенной эмоции удивления, сопровождающей изменение репрезентации. Касание руками лица, чесание головы и кусание губ могут сопровождать событие тупика и быть связанными с негативными эмоциональными переживаниями, сопровождающими это событие. В заключении обсуждаются возможные пути дальнейшего использования метода регистрации поведенческих паттернов при исследовании инсайта, и рассматривается возможность их использования при исследовании динамических характеристик инсайта.

Ключевые слова: инсайт, поведенческие маркеры инсайта, изменение репрезентации, тупик, «ага-переживание», эмоции, метакогнитивные чувства, ключевые события инсайтного решения

Полный текст статьи PDF >>

Поступила в редакцию 14 декабря 2020 г. Дата публикации: 30 июня 2021 г.

Ссылка для цитирования

Стиль psystudy.ru
Владимиров И.Ю., Бушманова А.С., Макаров И.Н. Поведенческие маркеры ключевых событий инсайтного решения. Психологические исследования, 2021, 14(77), 5. http://psystudy.ru

Стиль ГОСТ
Владимиров И.Ю., Бушманова А.С., Макаров И.Н. Поведенческие маркеры ключевых событий инсайтного решения// Психологические исследования. 2021. Т. 14, № 77, C. 5. URL: http://psystudy.ru

Адрес статьи: http://psystudy.ru/index.php/num/2021v14n77/1871-vladimirov77.html

К началу страницы >>