Psikhologicheskie Issledovaniya • ISSN 2075-7999
peer-reviewed • open access journal
      

 

2021 Том 14 No. 76

Князева Т.С. Флюидный и кристаллизованный интеллект в пространстве музыкально-образовательной среды и успешность музыкального обучения

English version: Knyazeva T.S. Fluid and crystallized intelligence in the space of the music educational environment and successful musical training

Институт психологии Российской академии наук, Москва, Россия
 

 

Проблема социокультурных воздействий на формирование интеллекта и его последующих влияний на успешность профессионального обучения практически не изучена в отношении предметных областей, связанных с искусством. В основе исследования лежит предположение, что формирование интеллекта в условиях конкурирующего влияния общеобразовательного обучения и музыкальной специализации в школьный период отражается на последующей музыкально-учебной успешности профессионального обучения. Целью исследования являлось изучение взаимоотношений между музыкально-учебной успешностью, флюидными и кристаллизованными показателями интеллекта, музыкальной вовлеченностью. На выборке из 67 студентов – музыкантов, имеющих опыт ранней музыкальной специализации, проверялись следующие эмпирические гипотезы: 1) в музыкально-учебную успешность (учебные оценки) кристаллизованный интеллект вносит меньший вклад, чем флюидный интеллект; 2) фактор «флюидный интеллект» оказывает опосредующее влияние на связь между музыкально-учебной успешностью и кристаллизованным интеллектом; 3) в дисперсию кристаллизованного интеллекта значимый вклад вносят флюидный интеллект и вовлеченность. Использовались матрицы Равена для оценки флюидного интеллекта, вербальная шкала теста Амтхауэра для оценки кристаллизованного интеллекта и шкала «вовлеченность» (методика Gold-MSI v. 1.0.). Полученные результаты подтверждают исходные гипотезы. В музыкально-учебную успешность кристаллизованный интеллект вносит меньший вклад, чем флюидный интеллект. Характер связи между музыкально-учебной успешностью и кристаллизованным интеллектом меняется на разных уровнях фактора «флюидный интеллект»: на низком уровне флюидного интеллекта наблюдается отрицательная корреляция, т.е. при увеличении значений кристаллизованного интеллекта показатели успеваемости улучшаются. Флюидный интеллект синергически взаимодействует с вовлеченностью при формировании как общеобразовательного опыта, так и музыкально-учебной успешности. Таким образом, показано, что успешность музыкального обучения зависит не столько от предшествующего общеобразовательного опыта, сколько от взаимодействия общего когнитивного ресурса и музыкальной вовлеченности.

Ключевые слова: музыкально-учебная успешность, флюидный интеллект, кристаллизованный интеллект, вовлеченность, образовательная среда, формирование интеллекта, музыкальная специализация

Полный текст статьи PDF >>

Поступила в редакцию 28 декабря 2020 г. Дата публикации: 07 мая 2021 г.
 

Ссылка для цитирования

Стиль psystudy.ru
Князева Т.С. Флюидный и кристаллизованный интеллект в пространстве музыкально-образовательной среды и успешность музыкального обучения . Психологические исследования, 2020, 14(76), 6. http://psystudy.ru

Стиль ГОСТ
Князева Т.С. Флюидный и кристаллизованный интеллект в пространстве музыкально-образовательной среды и успешность музыкального обучения // Психологические исследования. 2021. Т. 14, № 76, С. 6. URL: http://psystudy.ru

Адрес статьи: http://psystudy.ru/index.php/num/2021v14n76/1867-knyazeva76.html

К началу страницы >>