2020 Том 13 No. 74

Вилкова К.А., Лебедева Н.В. Динамика академической мотивации в университете: есть ли гендерные различия?

English version: Vilkova K.A., Lebedeva N.V. Gender differences in academic motivation: evidence from the longitudinal study of university students

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Казанский федеральный университет, Казань, Россия

 

Мотивационные убеждения личности определяют как образовательную, так и карьерную траекторию. При этом исследования показывают, что характер академической мотивации различается у юношей и девушек. Однако вопрос о динамике академической мотивации в разрезе пола студентов все еще остается открытым. В данной работе мы ставим себе цель оценить изменения в академической мотивации студентов в зависимости от пола, опираясь на теорию самодетерминации Э. Деси и Р. Райана. Для этого мы используем данные лонгитюдного исследования, в котором приняли участие студенты одного научно-исследовательского университета России (N = 294, 63% – девушки). Студенты заполнили две анкеты – на первом и на четвертом году обучения в бакалавриате. Согласно результатам нашего исследования, и юноши, и девушки имели одинаковый уровень внутренней академической мотивации как в начале, так и в конце обучения. Однако мы нашли значимые различия по полу во внешней академической мотивации. Эти учебные мотивы более выражены у девушек, нежели у студентов мужского пола. При этом гендерные различия в интроецированной мотивации наблюдаются на протяжении всего периода обучения в университете. В то же время если на первом году обучения девушки более склонны к проявлению экстернальных мотивов, то к концу обучения гендерные различия исчезают. Таким образом, девушки более склонны связывать учебную деятельность с подчинением требованиям семьи и преподавателей, а также следовать ожиданиям социума.

Ключевые слова: академическая мотивация, теория самодетерминации, гендерные различия, лонгитюдный дизайн

Полный текст статьи PDF >>

Поступила в редакцию 15 апреля 2020 г. Дата публикации: 31 декабря 2020 г.
 

Стиль psystudy.ru
Вилкова К.А., Лебедева Н.В. Динамика академической мотивации в университете: есть ли гендерные различия?. Психологические исследования, 2020, 13(74), 1. http://psystudy.ru

Стиль ГОСТ
Вилкова К.А., Лебедева Н.В. Динамика академической мотивации в университете: есть ли гендерные различия? // Психологические исследования. 2020. Т. 13, № 74, C. 1. URL: http://psystudy.ru

Адрес статьи: http://psystudy.ru/index.php/num/2020v13n74/1818-vilkova74.html

К началу страницы >>